Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Организация питания

Дата: 11 апреля 2019 в 14:28

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Ребенок, посещающий дошкольное учреждение с пребы­ванием в нем 10,5—12 часов, получает полноценное, сба­лансированное питание, соответствующее возрастным и физиологическим потребностям.

Основными принципами рационального питания являются:

  • соответствие энергетической ценности рациона энер­гозатратам организма;
  • удовлетворение физиологических потребностей орга­низма в основных полезных веществах в определенных ко­личествах и соотношениях;
  • соблюдение оптимального режима питания, способ­ствующего наилучшему усвоению пищи.

В дошкольном учреждении для обеспечения рациональ­ного питания создаются необходимые условия: правила кули­нарной обработки, технология изготовления пищи, разнооб­разие питания за счет широкого ассортимента продуктов.

Правильный режим питания в дошкольном учреждении предполагает:

  • обеспечение приемов пищи через каждые 3,5—4 часа строго в определенное время;
  • организация четырехразового питания в течение 12-ча­сового пребывания детей в дошкольном учреждении, трех­разового — при пребывании детей 10,5 часов.

Питание детей осуществляется на основе примерного де­сятидневного меню, утвержденного руководителем дошкольного учреждения. Меню составляется отдельно для детей от 1 года до 3-х лет и от 3-х лет до 6(7) лет. Составлением меню занимаются специалисты, которые учитывают суточный набор продуктов для каждой возраст­ной группы, объем порций, данные о химическом составе про­дуктов и др. Заявки на сырье по ассортименту и количеству осуществляются в соответствии с разработанным меню и графиками поставок продуктов в дошкольное учреждение, что позволяет повысить качество дневных рационов питания воспитанников за счет увеличения потребления основных пищевых продуктов, необходимых для полноценного физического развития детей, приблизить их выполнение к установленным нормам. Стабильная работа напрямую связана с внедрением компьютерной программы по написанию меню « Маша».

В дошкольном учреждении созданы условия для организации диетического, коррекционного питания в соответствии с медицинскими показаниями

При составлении дневного рациона  первую очередь нужно позаботиться о наличии в нем главного строительно­го материала — белка. Источники белка животного проис­хождения — мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продук­ты. Из растительных продуктов богаты белком бобовые, некоторые крупы (гречневая, овсяная, пшенная) и хлеб.

Большую часть жиров в суточном рационе ребенка долж­ны представлять жиры животного происхождения. Они со­держатся в сливочном масле, сливках, сметане. Общее ко­личество растительных жиров (кукурузное, подсолнечное, оливковое масло) составляет не менее 15—20 % от общего количества жира в суточном меню ребенка. Рафинирован­ные источники углеводов — сахар, варенье, мед, кондитер­ские изделия — не очень полезны для ребенка. Основную часть суточной потребности ребенка в углеводах нужно удов­летворять за счет крупы, хлеба, макаронных изделий и, са­мое главное, овощей и фруктов. Последние содержат еще и важные для детского организма витамины, минеральные соли, микроэлементы. Кроме того, в овощах и фруктах есть пектины, пищевые волокна, клетчатка, которые благотворно влияют на процессы пищеварения. Масла и ароматические вещества многих фруктов способствуют выделению желудоч­ного сока и усиливают аппетит. Они полезны детям ослаб­ленным, болезненным, с пониженным аппетитом. Необходи­мо также включать в меню свежую зелень петрушки, укропа, сельдерея, а также лук и чеснок. Некоторые продукты ребе­нок может употреблять ежедневно — это молоко, масло, хлеб, сахар, овощи и фрукты, в меньшей степени — мясо.

В меню на каждый день не должны повторяться блюда, сходные по составу. Например, если в обед на первое гото­вится суп с крупой или вермишелью, то на гарнир следует приготовить овощи, а не кашу или макароны. Детям с пло­хим аппетитом прием пищи лучше начинать с салата из сы­рых овощей или кислых фруктов, которые стимулируют вы­работку желудочного сока и повышают аппетит. Овощные салаты дают в небольших количествах, но регулярно, чтобы выработать у ребенка привычку употреблять свежие овощи.

Важно правильно распределить продукты в течение суток. Ведь пища, богатая жирами и белками, дольше задержива­ется в желудке, и для ее расщепления требуется большее количество пищеварительных соков. Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц дают в первой половине дня. В состав ужина включают молочно-растительные блюда.

Еще одним непременным условием при составлении меню является учет требований санэпидслужбы в отноше­нии запрещенных продуктов и блюд, использование которых может быть причиной возникновения в коллективе желудоч­но-кишечных заболеваний, инфекций или пищевых отравле­ний. Кроме того, особое внимание обращается на состояние здоровья персонала, работающего на кухне в детском саду.

Процесс приема пищи не может быть полноценным без соответствующей обстановки. При неправильном подходе к процессу кормления, особенно когда малыша заставляют есть насильно или кормят с развлечениями, уговорами, у него возникает отрицательный рефлекс на любую еду.

За каждым ребенком в саду закреплено постоянное мес­то за столом, а воспитатели должны заботиться о том, чтобы ему было удобно сидеть и пользоваться столовыми прибо­рами. Каждой возрастной группе детей соответствует своя мебель. Требования к посуде: устойчивость, удобство и со­ответствие объемам порций.

 Об организации питания в учреждениях образования

(выписка из Кодекса Республики Беларусь об образовании)

Статья 40. Обеспечение питанием

1. Учреждения образования (иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интел­лектуальной недостаточностью) создают необходимые условия для организации питания обучающихся.

2. Организация питания обучающихся осуществляется в соответ­ствии с законодательством юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг обще­ственного питания, иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения, либо учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

3. Питание организуется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий обучающихся. При необходимости организуется диетическое (щадящее) питание. Нормы питания, денежные нормы расходов на питание утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

4. Обучающиеся обеспечиваются питанием за счет собственных средств, средств законных представителей несовершеннолетних обучающихся, средств республиканского и (или) местных бюджетов, иных источников в соответствии с законодательством.

5. Положение об организации питания обучающихся, обеспечении питанием обучающихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, размер и порядок взимания платы за питание утверждаются Правительством Республики Беларусь.

 Источник: КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.