Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Житие Ефросинии

Дата: 16 июня 2017 в 14:46, Обновлено 16 июня 2017 в 15:41


 

Станчиц, М.А. Сборник программ для занятий по формированию этической культуры учащихся во внеурочной работе: программы курсов этич. направленности для педагогов, руководителей кружков и факультативов, клас. руководителей, воспитателей, соц. педагогов / М.А.Станчиц. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. – 104 с.


 


 

Программа курса “Житие Евфросинии Полоцкой”.


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В духовно-нравственном воспитании учащихся старших классов положительную роль могут сыграть факультативные курсы этической направленности, которые помогут приобщить  школьников к моральным, христианским ценностям, позволят прикоснуться к духовному наследию белорусского народа. Примером такого курса может стать  факультативный курс “Житие Евфросинии Полоцкой”, разработанный нами и посвященный 900-летию преподобной Евфросинии Полоцкой.

Это событие торжественно отмечалось и педагогической общественностью республики. В ноябре 2002 года состоялись Восьмые Свято-Евфросиниевские педагогические чтения посвященные 900-летию преподобной Евфросинии Полоцкой.

Тема Чтений: "Православная духовность и образование в новом тысячелетии".

Цель Чтений – содействовать консолидации усилий государства, Церкви и общественности в возрождении традиционных нравственных, духовных и религиозных ценностей белорусского народа. В сокровищницу этих ценностей внесла свой вклад и "Звезда Белой Руси" Евфросиния Полоцкая. "У дзейнасці Еўфрасінні Полацкай на культурнай ніве можна вылучыць тры галоўныя наікрункі. Гэта, па-першае, гаспадарчая ці практычная дзейнасць па стварэнню матэрыяльнай культуры. Гэтыя каштоўнасці дайшлі да нас у помніках архітэктуры, іканапісу, крыжах; па-другое, навуковая альбо тэарэтычная дзейнасць – вынік асэнсавання, усведамлення з'яў прыроды, фізічных законаў, глыбокае унікненне ў сутнасць сацыяльных пытанняў... Па-трэцяе, рэлігійная, літургічная дзейнасць, ці духоўная культура, якая задавальняе запатрабаванні вышэйшай духоўнай прыроды чалавека і абнаўляе яго адносіны з Богам".[1]

Цель курса:

познакомить школьников с жизненным подвигом Евфросинии Полоцкой, раскрыть его духовно-нравственный потенциал.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с содержанием понятий "духовное наследие", "культурные традиции";
  • раскрыть школьникам смысл просветительской, издательской, строительной деятельности Евфросинии Полоцкой;
  • выяснить, почему жизнь Евфросинии Полоцкой является праведной и учительной.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


 

№ п/п

Темы

Кол-во часов

1

Предислава в родной семье. Начала высоких добродетелей

2

2

Постриг и служение при церкви Святой Софии. Милосердническая деятельность

3

3

Наставничество в женском монастыре при церкви Святого Спаса в Сельце. Отношение к монахиням

3

4

Миротворческая деятельность Евфросинии Полоцкой

2

5

История Креста, задуманного Евфросинией для своего Спасского храма (1161 г.)

3

6

Собор Свято-Евфросиниевского монастыря – архитектурный шедевр Беларуси

1

7

Паломничество Евфросинии и ее кончина

1

8

Перенесение святых мощей Преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк

2

9

Евфросиния Полоцкая – покровительница и заступница Беларуси

1

Всего

18


 


 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


 

Тема 1. Предислава в родной семье. Начала высоких добродетелей. (2 ч.).

Благочестивая семья князей полоцких (отец – князь Георгий, его жена  София – родители Предиславы). Духовное образование дочери, ее прилежание и сообразительность. В книжном учении превзошла своих братьев и сестер.Училась книжной мудрости своего времени по Священному Писанию, богослужебным и назидательным книгам.

С самых ранних лет в юной княжне уже видно было начало высоких добродетелей.

Тема 2. Постриг и служение при церкви Святой Софии. Милосердническая деятельность. (3 ч.).

Решение постричься во святой монашеский образ. Пример тетки, вдовы князя Романа. Тайный уход из родного княжеского дворца. Постриг Предиславы и ее новое имя – Евфросиния. Образ жизни: пост, молитвы, монастырские труды. Позволение епископа Полоцкого Илии поселиться при княжеской великой церкви в честь святой Софии. В свободное от молитвы времятЕвфросиния переписывала священные книги, которые продавала в богатые монастыри и церкви, а деньги, вырученные от продажи священных книг, раздавала нищим.

Тема 3. Наставничество в женском монастыре при церкви Святого Спаса в Сельце. Отношение к монахиням. (3 ч.).

Поселение Евфросинии Полоцкой при церкви Святого Спаса на Сельце. Начало основания преподобной девичьего Полоцкого монастыря. Первые деяния молодой игуменьи – пострижение у нее в монастыре сестер, родной – Гордиславы (в монашестве Евдокии) и двоюродной – Звениславы (в монашестве Евпраксии). Внимание игуменьи к духовной и культурной жизни Полоцкой земли. Возникновениеи замысла о строительстве каменной церкви Святого Спаса. Полоцкая архитектурная щкола.

Тема 4. Миротворческая деятельность Евфросинии Полоцкой. (2 ч.).

Княжеские междоусобицы. Борьба между Виславичами за власть. “Князьям, родственникам своим, дерзающим поднимать меч друг на друга, запрещала она это...”. Все свое влияние, все средства и связи своего княжеского происхождения и высокого звания всеми почитаемой Игуменьи она употребляла к тому, чтобы утишать всякую вражду.

Тема 5. История Креста Спасского храма (1161 г.) (3 ч.).

Крест – священный символ христианства. Замысел Полоцкой подвижницы Евфросинии: крест должен быть таким, чтобы перед ним преклонился и верующий во Христа и строгий ценитель искусства, и государственный человек, способный увидеть в нем образ высокой духовной устремленности народа. Искусство Лазаря Богши. Шедевр древнебелорусского ювелирного искусства. История Креста, Значение его для верующих и светских людей.

Тема 6. Собор Спасо – Евфросиниевского монастыря – архитектурный шедевр Беларуси. (1 ч.).

История возникновения полоцкого женского Спасо-Преображенского монастыря. Полоцкая архитектурная школа. Полоцкий зодчий Монах Иоанн, современник преподобной Евфросинии. Архитектурный анализ храма.

Тема 7. Паломничество Евфросинии и ее кончина. (1 ч.).

Решение Евфросинии Полоцкой поклониться святым местам, совершить паломничество в Иерусалим, ко Гробу Господню. Путь в Палестину. Посещение святого места. Последняя просьба к Иисусу Христу. Завершение жизненного подвига. Погребение в иерусалимском монастыре святого Феодосия.

Тема 8. Перенесение Святых мощей Преподобной Евфросинии в Полоцк. (2 ч.).

Перевоз православными монахами (1187 г.) мощей преподобной Евфросинии с Ближнего Востока в Киево-Печерскую лавру. Начало ходатайства перед российскими императорами (1833 г.) о возвращении святыни из Киева в Полоцк. Возвращение в родной край (1910 г.). Судьба останков Евфросинии Полоцкой в годы первой мировой войны и революции, в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время чудотворные мощи Евфросинии Полоцкой покоятся в Спасской церкви Свято-Евфросиниевского монастыря (г. Полоцк).

Тема 9. Евфросиния Полоцкая – покровительница и заступница Беларуси. (1 ч.).

“Была она помощь обиженным, печальным – утешение, раздетым – одежда, больным – посещение... ”  В памяти народной. “Слава тебе, святой свет преподобной Евфросинии Полоцкой!” Крестильная церковь, освященная во имя преподобной Евфросинии Полоцкой в Минске. Свято-Евфросиниевская церковь в приходе “Всех скорбящих радость”. Церкви Евфросинии Полоцкой за рубежом (Литва, Англия, США, Канада).

“...Евфросиния – неувядаемый цветок райского сада, блажен ты, град Полоцк, взрастив росток такой... ”

ЛИТЕРАТУРА[2]

  1. Алексеев Л.В., Макарова Т.И., Кузьмич И.П. Крест – хранитель всея вселенныя: история создания и воссоздания креста преподобной Ефросинии, игуменьи Полоцкой. Мн.: “Вестник Белорусского Экзархата”. 1996. 127 с.
  2. Арлоў  У.  Еўфрасiння Полацкая.- Мн., 1992.
  3. Арлоў  У.  Асветнiца з роду Усяслава  Еўфрасiння Полацкая.- Мн., 1989.- (Нашы славутыя землякi).
  4. Бирюкова Л.М. Слава тебе, святой свет преподобной Евфросинии Полоцкой!: Пособие для педагогов и воспитателей общеобразоват. шк./ Л.М.Бирюкова. – Мн.: Беларусь, 2003. – 111 с.
  5. Бирюкова Л.М. Факультативный курс Преподобная Евфросиния Полоцкая – источник духовной традиции белорусского народа // Русский язык и литература. – 2003. - №12.- С.87-95.
  6. Бiчэль-Загнетава Д. Еўфрасіння Полацкая: Вершы. Беларусь, 1988, №1.
  7. Бондар Т.М. Спакуса: Раман: для стар. шк узросту Маст. А.М.Кашкуркевич. Мн.: Юнацтва, 1989. 398 с
  8. Брыгадзін П. Сусветна вядомая асветніца Еўфрасіння Полацкая: (Жыццё і дзейнасць) Настаўніцкая газета, 1996. 3 красавіка. С.3.
  9. Глухов А.В. Неувядающий свет райского сада: Ефросиния Полоцкая  Библиография. 1995. №4 (июль – август). С. 34-39.
  10. Дубровский М. Житие преподобной Ефросинии Полоцкой. Полоцк, 1977.
  11. Ермалович М. Яко луна солнечная… Полымя, 1973, №8.
  12. Житие преподобной Ефросинии, игуменiи Полоцкой. М.: Изд. Введен. Оптиной пустыни. 1992. С.664-675.
  13. Житие преподобной Ефросинии, княжны Полоцкой, с кратким описанием основанного ею в городе Полоцке женского монастыря. Полоцк.: тип. Х.Кляцко.
  14. Жыціе Еўфрасінні Полацкай у школе /Настаўніцкая газета 5 чэрвеня 2002 года.
  15. Ιпатава В.М. Прадслава: Аповесць  Ιпатава В.М. Вецер над стромай, 1977. С.103-165.
  16. Костомаров Н. Повесть о Ефросинии Полоцкой  Костомаров Н. Повести религиозного содержания, древние поучения и послания  (ПСС т.4). СПб, 1862.
  17. Легенда о путешествии игуменьи Ефросинии, Полоцкой княжны Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым. СПб.: тип. Сахарова, 1849. Т.2, кн.5-6.
  18. Літаратура пра Еўфрасінню Полацкую  Бел. мова і літаратура у школе.1990, №7. С.68.
  19. Мароз Т.I. Лiтаратура – музыка – жывапiс: Дапаможнiк для настаўнiкаў эксперым. школ. – Мн.- НIА, 2004.-97с.
  20. Мельников А. Преподобная Ефросиния Полоцкая: книга-альбом на русском, белорусском и английском языках. Мн.: МЕУ Белорусской Православной Церкви, изд-во “Четыре четверти”. 1997. 112 с.: илл.
  21. Михаленко Элина (Елена) Иосифовна. Сказание о житии преподобной Евфросинии, Игумении и княжны Полоцкой. Мн.: Издательство Православного Братства во имя Архистратига Михаила, 2000. – 40 с.
  22. Преподобная Евфросиния игумения Полоцкая. Житие и акафист Минск, Изд-во Белор. экзархата, 2000, 145 с.
  23. Сотрудничество государства и церкви в деле образовария: современное состояние и перспективы: сб. IX докладов Свято-Евфросиниевских пед. Чтений (1-2 ноября 2005 г., Гомель) / сост. С.А. Дейко; науч. Ред. А.И. Осипов, А.И. Кучинский. – Мн.:  НИО, 2006. – 216 с.
  24. Шалькевіч В.В. Еўфрасіння Полацкая  Полацк (Кліўленд). 1994, №4. С.19-23; Женщины-легенды. Мн., Беларусь, 1993. С.284-296.


 


 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА "ЖИТИЕ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ"[3]

Тема 1. Предислава в родной семье. Начала высоких добродетелей. (2 ч.).

”Ей чужды детские забавы,

Сама вся – кротость, доброта,

Мечтала Господа Христа

Стать добродетельной невестой,

Стремясь душой в чертог небесный

Ей слава не мила земная:

    Пиры, богатство, зависть злая...”[4]

Тема 2. Постриг и служение при церкви Святой Софии. Милосердническая деятельность. (3 ч.).

”Не знаешь ты земных услад, -

Княжне Игуменья сказала

И с ласкою увещевала: -

Дитя моё, ты так красива,

Мила, умна и справедлива,

Тебе монашеский клобук

Не по годам еще, мой друг.

Но Предислава всё ж смиренно,

Желая Господу быть верной,

Её о постриге молила.

Княжне Романа уступила...”

Первые подвижнические шаги юной инокини. Епископ отвел ей при Софийском храме светелку темну над хорами (келья-голубец).

”Там день и ночь княжна, молясь,

Жила в посте. Благословясь,

Бралась Писание Святое

Переписать своей рукою,

И церквам бедным рассылала,

Богатым людям – продавала

Деля все деньги нищей братьи

На нужды их, на хлеб и платье.”

Тема 3. Строительство девического монастыря при церкви святого Спаса на Сельце. (3 ч.).

“И выстроена в краткий срок

При церкви Спасовой обитель.

Благочестивые девицы

Сюда со всех сторон стекались,

Христу навеки сочетались.

Святая Евфросинья стала

Для них как мать: всех наставляла

В делах нелегких благочестья,

Трудилась же со всеми вместе,

Пример давая им смиренья,

Любви, молитвы и терпенья.”

Тема 4. Миротворческая деятельность Преподобной. (2 ч.).

“И не могла она видеть ссорящихся: князя ли с князем... простолюдина со своим другом, но желала, чтобы все были единодушны”.

”Она стремилась научить

Всех по Евангелию жить.

О мире Господа молила.

    В усобицах князей мирила”.

Тема 5. История Креста Спасского храма (1161 г.). (3 ч.).

“... Святынь в обители немало.

Но пачее всех был дивен Крест,

Какого не было окрест...

Сама ж Крестом благословляла

Всех, кто к ней приходил в печали,

В болезни, в горести, в моленьи...”.

Тема 6. Собор Свято-Евфросиниевского монастыря – архитектурный шедевр Беларуси. (1 ч.).

“И порешила Евфросинья

Храм строить каменный отныне.

И был он скоро возведен,

И Спасу снова посвящен.

В нем милость Божья пребывала,

Случилось здесь чудес немало.

Был некий муж благочестивый,

Строитель опытный, сметливый,

Который звался Иоанном,

Назначен старшим...”.

Тема 7. Паломничество Евфросинии и ее кончина. (1 ч.).

“Весть про блаженную кончину

Несли с великою кручиной

Её родные в Полоцк свой,

В осиротевший град родной.

Рыдали там в большой печали –

Ведь мать родную потеряли,

Всех согревавшую советом,

Заботой и небесным светом”.

Тема 8. Перенесение святых мощей Преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. (2 ч.).

“А Полоцк горько тосковал,

С мольбою к Господу взывал

О возвращении святыни

К ним – преподобной Евфросиньи.

И, Слава Господу, -- свершилось,

Княжна в свой город воротилась”.

Тема 9. Евфросиния Полоцкая – покровительница и заступница Беларуси. (1 ч.).

“Ты у нас живой свидетель

Отдалённой старины,

Покровитель, благодетель

Нашей доблестной страны.

Пусть же дух Твой здесь витает

Среди нас из рода в род.

Пусть хранит он, наставляет

Добродушный наш народ!”.



[1] Цыганкоў Л.М. Прападобная Еўфрасіння як нацыянальны ідэал святасці // Православие и школа на рубеже тысячелетий: опыт, проблемы, перспектівы. Сб. докладов VI Свято-Евфросиниенских педагогических чтений (2-4 ноября 1999 года, г.Минск). – С. 41.

[2] Литература, содержащая сведения о жизни и подвигах Евфросинии Полоцкой, насчитывает около 150 названий на белорусском, латинском, польском, немецком, украинском, английском, русском и церковно-славянском языках, что свидетельствует о величии духовного подвига Полочанки. Значительное количество литературы на иностранных языках хранится в фондах Библиотеки Академии наук нашей Республики. Библиографический список брошюр, статей о святой преподобной Евфросинии помещен в сборнике докладов V Свято-Евфросиниевских педагогических чтений 1998 года на тему “Нравственное и патриотическое воспитание в традиции Православия”. Минск, 1999.


 

[3] Стихотворный вариант содержания курса прилагается с целью эмоционального воздействия в процессе раскрытия тем курса. Может также использоваться в качестве эпиграфов к темам основного курса.

[4] Стихотворный текст взят из книги: Михаленко Элина (Елена) Иосифовна. Сказание о житии преподобной Евфросинии, Игумении и княжны Полоцкой. Мн.: Издательство Православного Братства во имя Архистратига Михаила, 2000. – 40 с.


 

Житие Преподобной  Евфросинии Полоцкой



 

Жатвы  много, а делателей мало

Мф. 9,37



 

В Евангелии Иисус рассказал нам замечательную притчу о сеятеле, который ранней весной вышел в поле, чтобы доверить земле драгоценные зерна будущей жатвы. Вот идет сеятель по рыхлым  свежим  бороздам и могучим, широким жестом разбрасывает семена. Жест его настолько Щедр и силен, что часть зерна падает при дороге» часть на каменистую почву или землю, зарос­шую  тернием, где не может принести плода. Но упав­шее  на добрую  почву приносит сторичный урожай. 

Вот таким первым великим сеятелем духовных зерен, т. е. духовной культуры, христианского вероучения, достижений европейской и мировой цивилизации на старобелорусских землях, была княжна Предслава из славного города Полоцка, которая на заре нашей писаной истории в XII веке в полную меру оценила выдающуюся роль просвещения в жизни народа и отдала этому делу все свои выдающиеся  способности и силы без остатка.

Полоцк был самым крупным городом Белоруссии того времени (свое название Полоцк, или Полотеск, получил от реки Полоты, при впадении которой в Западную Двину расположен город). С глубокой древности он известен как крупнейший  центр ремесла и торговли. Уже в VIII веке здесь велась торговля с арабами, а позднее начались оживленные  торговые отношения со Скандинавией и островом Готландом. Свидетельством этому являются  скандинавские  саги,  в  которых  постоянно упоминается Полоцк. 

Вместе с экономическим развитием города происхо­дило  и усиление его политической роли как столицы Полоцкого княжества. В XI веке знаменитый   полоцкий князь Всеслав (1044–1101), который упоминается в «Слове о полку Игореве», окончательно  порвал с  Кие­вом  и  стал  полностью  самостоятельным. При нем По­лоцкое княжество вступило в полосу расцвета.



 

Экономический и политический взлет Полоцкой земли сопровождался значительными достижениями в области культуры.

В частности, в середине XI века на крутом берегу Западной Двины был построен величественный Софийский собор, ряд других культовых зданий. В это же время в Полоцке, как и в других значительных культурных центрах Киевской Руси, открывались первые школы и училища.  

Политику князя Всеслава Брячиславовича по упроче­нию колыбели белорусской государственности и культуры продолжил его младший сын Святослав (в хри­стианстве Георгий). Именно в его семье в начале XII ве­ка и родилась дочь, которой суждено было стать одной из самых замечательных героинь белорусской истории (точная дата рождения Предславы неизвестна. Новорожденной дали языческое славянское имя – Предслава. 

Родители Предславы были по тому времени передо­выми, образованными людьми. Ее отец некоторое время жил в Византии, где познакомился с достижениями византийской культуры. Мать – сестра византийского императора Мануила Комнина  (другое написание фа­милии –  Комнена), также была  высокообразованным человеком.

Родители постарались дать дочери хорошее домаш­нее воспитание, которое предусматривало и обучение грамоте, что во времена Киевской Руси среди женщин было необычайной редкостью. «Житие» нашей героини, написанное в более поздние  времена, повествует, что уже  в раннем  детстве она была учена «книжному писанию», которое включало тогда такие предметы, как чтение, письмо, счет, пение, а также греческий и латин­ский языки. В процессе обучения Предслава проявила необычайные способности. Кроме удивительной одаренности она поражала окружающих редкой красотой. 

Весть о том, что у князя в Полоцке растет красивая, мудрая и благочестивая дочь, разошлась далеко за границами Полоцкой земли. Со всех концов Киевской Руси в Полоцк зачастили сваты. Видя, что сватовство приносит любимой дочери много горечи, гостеприимный полоцкий князь, провожая гостей, говорил с поклоном, что княжна еще молода и до поры до времени он неволить ее не станет.



 

Но в конце концов и он вынужден был уступить...

Узнав, что ее хотят обручить с одним молодым князем, Предслава тайно («утаившися от отца своего и матери и всех домашних») ушла из родительского дома в мо­настырь, игуменьей которого была ее тетка Романья, и решила постричься в монахини. Тетка, видя  юный цветущий возраст своей племянницы, а также опасаясь гнева своего брата – князя Георгия, вначале противилась ее желанию. Но, натолкнувшись на ее непреклонную  волю, а также «удивишися разуму отроковицы... повеле воле ее  быти»  (т. е.  решила  принять  племянницу в обитель). При пострижении  в монахини Предслава, как сказано в ее «Житии», получила имя Евфросинии: «И огласи ю (т.е. ее) иерей (священник) и остриже ю и нарече имя ей Евфросиния и облече ю в черные ризы». 

При пострижении в монахини Евфросинии Полоцкой было немногим более 12 лет (ранние браки в то время были в порядке вещей). Юная княжна переступила порог этого монастыря не только и не столько для того, чтобы всецело проводить жизнь в молитвах и  постах, а также смиренно участвовать в нелегких монастырских трудах, но чтобы полностью посвятить себя научной и просветительской работе, чтобы в совершенстве овладеть тогдашней книжной мудростью и передать эту мудрость другим людям. Это занятие увлекало ее с раннего детства, и монастырь в то время был единственным средством для реализации подобной жизненной цели.

Поэтому поступок юной полоцкой княжны не следует объяснять только мотивами религиозного фанатизма, как это постоянно наблюдается в публикациях, посвященных Евфросинии Полоцкой. На этот шаг княжескую дочь толкнуло полное отсутствие возможности в то вре­мя  для одаренной девушки заниматься  умственным трудом, научной, просветительской, педагогической дея­тельностью. Другого пути для этого, кроме монастыря, в то время, когда даже элементарная грамотность среди женщин считалась излишней, просто не существовало. И этот единственный путь без колебаний, полностью отказавшись от личного счастья, выбрала первая бело­русская женщина-просветитель и ученый.



 

Вскоре после своего пострижения в монахини Евфросиния добилась от тогдашнего полоцкого епископа Ильи разрешения поселиться в пристроенной к Софийскому собору келье, в так называемом «голубце каменном», и там полностью отдалась самообразованию: чтению, размышлению,  молитвам. В уединении и тиши она усиленно собирала «благие мысли в сердце своем, яко пчела сот».

Предметом ее чтения и размышления были, прежде всего, Библия, переведенная в IX веке на славянский язык Кириллом и Мефодием, и различные сборники («изборники»): «Златоструй», составленный в IX веке болгарским царем Симеоном  и включавший в себя отрывки из бесед Иоанна Златоуста; «Шестоднев» болгарского экзарха Иоанна, содержащий  объяснения первых глав Библии; «Измарагдам», сборник отрывков  из трудов Иоанна  Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова. Это были также различные  «патерики» (так назывались сборники, включавшие житие святых) и сочинения самих отцов и учителей церкви.

Используя близкое родство полоцкого княжеского дома с домом византийского императора (родная тетка Евфросинии, сестра ее отца Георгия, была супругой сына императора Алексея Комнина), юная просветительница из книг, получаемых из Константинополя, сформировала богатую личную коллекцию, которая легла в основу уникальной библиотеки при полоцком Софийском соборе. С течением времени  библиотека эта, постоянно пополняясь редчайшими книгами и рукописями, стала настоящим духовным сокровищем восточнославянских земель, вызывая неподдельное восхищение как у современников, так и у последующих поколений. Об этом, в частности, свидетельствуют «Записки о Московской войне», которые принадлежат перу секретаря польского короля Стефана Батория –- Рейнгольду Гейденштейну. Рассказывая о взятии польскими войсками Полоцка  в 1579 году, Гейденштейн писал, что солдаты Стефана Батория – поляки, венгры и немцы –  любой ценой стремились проникнуть в Полоцкий  замок для того, чтобы захватить хранившиеся там в Софийском соборе сказочные сокровища.



 

Однако когда армия С. Батория вступила в Верхний замок, то «в глазах образованных людей, – писал Р. Гейденштейн, – почти не меньшую ценность, чем вся остальная добыча, имела найденная там библиотека. Кроме летописей, в ней было много сочинений греческих отцов церкви, и между ними сочинения Дионисия Ареопагита о небесной и церковной иерархии, все на славянском языке».

Уместно  заметить, что к этому времени богатства полоцкой Софии заметно поубавились, так как в 1563 году  Иван Грозный, заняв Полоцк, вывез из полоцкого Софийского собора в Москву 300 подвод золота, серебра и  других ценностей, среди которых могли быть и книги.

Приобретя путем самообразования обширную и основательную эрудицию в области религиозно-нравственной и философской, Евфросиния Полоцкая берется за сложнейшее и труднейшее ремесло того времени, требовавшее солидной  научной подготовки, терпения и художественных навыков, – ремесло переписчика книг.

Часть переписанных Евфросинией книг легла в основу начинавших тогда формироваться монастырских библиотек Полоцкого княжества. Другая же часть продавалась, а вырученные за них деньги княжна-монашенка щедро раздавала убогим и нищим – «требующим  дая­ния».

Кроме переписывания книг Евфросиния Полоцкая занималась переводами религиозно-философской и нравственной литературы с греческого и латинского языков на славянский язык, чем также значительно обогатила духовную культуру нашего народа того времени. 

Есть все основания полагать, что ею были заложены также основы белорусского летописания. 

В результате подвижнической деятельности просве­тительницы полоцкая София на протяжении нескольких последующих веков была важным центром духовной культуры Белоруссии. Благодаря ее библиотеке многие поколения полочан, жителей Полоцкого княжества смогли получить хорошее образование, приобщиться к духовным сокровищам  человечества, не покидая пределов города и  княжества.



 

Это свидетельствует о высоком уровне тогдашней духовной культуры Белоруссии.

Евфросиния Полоцкая, как свидетельствует ее «Житие», писала и свои произведения. Это были прежде всего молитвы и поучения религиозно-нравственного содержания. Форма и стиль поучений ярки и красочны и свидетельствуют о несомненных литературных дарованиях их автора.

Евфросиния Полоцкая – это не только широко образованный человек, просветитель-подвижник, или, как позднее говорил Франциск Скорина, «милосник науки», превыше всего ценивший книги и под­линную  ученость, но это  также первый  белорусский оратор, проповедник, первый моральный  философ.  От нее и Кирилла Туровского традиции национальной философии идут к Франциску Скорине, Сымону Будному, Василию Тяпинскому, Симеону Полоцкому  и другим великим сыновьям  белорусской земли.  

Сокровенной мечтой молодой просветительницы был педагогический труд, просвещение народа, обучение простых людей грамоте, создание училищ и школ. Словно угадав ее желание, полоцкий епископ Илья, видя безграничное самопожертвование молодой монахини, предложил  ей создать недалеко от Полоцка в деревне Сельцо женский монастырь. В деревне находился заго­родный  архиерейский (епископский) дом с небольшой деревянной церковью Святого Спаса, которые и должны были стать основой будущего монастыря. 

Предание гласит, что незадолго до этого разговора Евфросиния якобы трижды  видела во сне ангела, кото­рый говорил ей, указывая на Сельцо: «Здесь ти  подобает быти».  Разумеется,  Евфросиния не могла отказаться от предложения епископа Ильи и стала игуменьей жен­ского Спасо-Евфросиньевского монастыря. 

В замечательном исследовании известного русского ученого В. В. Григорьева «Исторический очерк русской школы» (1900) отмечается, что «Евфросиния Полоцкая... устроив монастырь, сделала обучение грамоте одною из главных  обязанностей инокинь». Грамоте обучали не только принимаемых монахинь, но также всех желаю­щих женщин-мирянок.



 

В этом деле молодой полоцкой игуменье помогали столь же увлеченные и преданные делу  просвещения девушки из княжеской семьи, кото­рые  последовали примеру Евфросинии и постриглись в монахини. Это была, прежде всего, младшая сестра Евфросиньи Градислава, которая при пострижении в монахини получила имя Евдокии, двоюродная сестра Евфросинии  Звенислава, дочь князя Бориса, получив­шая имя  Евпраксеи, а также племянницы Евфросинии, дочери князя Вячеслава – Кириния  и Ольга, получив­шие при  пострижении имена  Агафьи и  Евфимии. 

Именно представители полоцкого княжеского рода и составили первый в истории Белоруссии кружок женщин-просветительниц, местопребыванием которого стал Спасо-Евфросиньивский монастырь недалеко от Полоцка. Конечно, подвижниц просвещения было значи­тельно больше, но их имена до нас не дошли. 

Руководством при обучении грамоте служил в то время «Псалтырь». По сути дела, это был букварь,   после  прохождения   которого, обучавшийся считался грамотным, или как тогда говорили, книжным человеком, и мог «чести всякия книгы». 

Поэтому закономерно и символично, что три столе­тия спустя, продолжая  бессмертные традиции Евфросинии Полоцкой, именно с «Псалтыри» начал свою изда­тельскую  деятельность Франциск Скорина, который также сыграл большую роль в расширении грамотности среди простых людей, в демократизации образования, в просвещении  народных  масс. Просветительский ха­рактер этой книги ярко выражен издателем в его пре­дисловии к «Псалтыри», где отмечается, что ее назна­чение – прежде  всего дать «детям малым початок вся­кое доброе науки, дорослым помножение в науце, мужем моцное утвержение». Все это дает основание рассмат­ривать белорусского первопечатника как прямого и не­посредственного продолжателя  великого дела Евфросинии Полоцкой.



 

Несомненная заслуга полоцких просветительниц не только в обучении грамоте, в открытии первых на нашей земле народных училищ, но также в собирании, переписывании и распространении книг, основании библиотек, развитии традиций белорусского летописания.  

С именем полоцкой просветительницы связано так­ же строительство храмов на белорусской земле. Став игуменьей новооснованного монастыря, Евфросиния Полоцкая решила вместо старой деревянной церкви возве­сти новую, каменную. Для  реализации этой задачи был приглашен полоцкий зодчий Иван. Строительство  церкви заняло ровно тридцать недель.  Здание церкви,  которое сохранилось до наших дней, поражает своими пропорциями, изяществом и красотой.

Большую ценность представляла собой имевшаяся в Спасской церкви  икона  Богоматери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой. История ее приобре­тения Евфросинией Полоцкой, которая обладала тонким эстетическим вкусом, такова. Пользуясь своим родством с византийским императорским домом, она отправила своего посланца Михаила к императору Мануилу Комнину и константинопольскому патриарху Луке Хризовергу с богатыми дарами и одновременно с просьбой прислать в её монастырь одну из трех икон Богородицы, написанных евангелистом Лукой. Эти иконы находились в разных  городах – Константинополе, Иерусалиме  и Эфесе (Эфес – город, расположенный на побережье Малой Азии, один из очагов раннего христианства. В античности – родина древнегре­ческого философа Гераклита Эфесского). Император и патриарх прислали Евфросинии икону Богоматери из города Эфеса. Как сложилась судьба этой иконы после смерти Евфросинии Полоцкой, неизвестно.  По одной из  версий,  икона эта в 1239 году по случаю бракосочетания дочери полоцкого князя Брячислава с князем Александром Невским была пере­несена из Спасо-Евфросиниевской церкви в город Торопец (до Октябрьской революции находился в Псков­ской губернии), в Воскресенскую церковь, где прохо­дило венчание новобрачных.

В настоящее время эта икона находится в Русском музее Санкт-Петербурга. 

Большую художественную ценность представлял также крест Евфросинии Полоцкой, сделанный в 1161 го­ду по ее заказу замечательным полоцким мастером Лазарем Богшей и подаренный ею навечно Спасской церкви.

Эта была мощехранительница, где в особых углуб­лениях помещались предметы христианского поклонения (кусочек креста, на котором распяли Иисуса  Христа, крупицы  камня от гроба Христова и гроба Богоматери и т. д.). Их Евфросиния Полоцкая получила в качестве дара для своей обители из святынь Константинополя и Иерусалима. 

        Крест был сделан из кипарисового дерева и имел шестиконечную форму. По лицевой и обратной стороне его покрывали золотые, а по бокам – серебряные пла­стины. Золотые пластины были  украшены тончайшими эмалевыми ликами святых, орнаментом, драгоценными камнями, а по периметру креста – изумительной нитью крупного жемчуга. По бокам креста шла пространная надпись, своего рода целая грамота, содержащая дату изделия  (1161 год), имя заказчицы и страшное прокля­тие тому, кто осмелится посягнуть на эту святыню, вынести крест из Спасо-Евфросиниевского монастыря: «Да не иэнесется из монастыря никогда же... Аще кто ослушается и знесеть [крест] из монастыря, да не будет ему помощник честный крест ни в сей век, ни в будущем».  

На задней стороне креста мелкими буквами было вырезано имя Лазаря Богши  – мастера, сделавшего крест, а также сумма, затраченная на его изготовление, – 140 гривен! Именно в такую сумму обошелся он Евфросиние Полоцкой. По тем временам  это были огромные деньги. 

Трагически сложилась судьба этой уникальной нацио­нальной реликвии.  Пролежав сто лет в Полоцке в Спасской церкви, он был насильственно перенесен в Смоленск, а оттуда в Москву.

Но в 1563 году Иван Грозный при осаде Полоцка поклялся возвратить крест на прежнее место, если возь­мет город. Овладев Полоцком, он сдержал свое слово. Однако вскоре полочане вынуждены  были спрятать крест в нише Софийского собора, где он пролежал до отмены Брестской церковной   унии в 1839  году.

В 1840 году полоцкий архиепископ Василий возил крест сначала в Москву, а затем в Петербург, где в церкви  Зимнего дворца показывал императору  Рос­сии Николаю I.

До 1928 года крест находился в Полоцке. Затем был передан Белорусскому  государственному музею в Мин­ске, откуда попал в Могилев, где в самом начале Вели­кой Отечественной войны бесследно исчез. О судьбе его до сих пор ничего не известно. 

Завершив строительство Спасской церкви, Евфросиния принялась за возведение нового храма – церкви Святой  Богородицы,  возле которого возник мужской монастырь. Возможно, по ее замыслу были построены и другие замечательные сооружения. Однако от них до наших  дней не сохранилось даже следа... 

Местом постоянного пребывания Евфросинии По­лоцкой стала Спасская  церковь, строительство кото­рой она считала боговдохновенным  делом. В «Житии» рассказывается, что зодчий Иван, руководивший по­стройкой церкви, каждую ночь под утро слышал голос: «Иван, вставай и иди на строительство Спасской церкви». Полагая, что его будят по  приказу Евфросинии, он пришел как-то к ней и спросил, почему она понукает его к работе, к которой он относится с величайшим приле­жанием  и ответственностью. Евфросинья, поняв, в чем дело. Ответила: «Хоть это и не я посылаю будить тебя и принуждать к работе, но послушайся этого голоса и делай то, что он тебе говорит, потому что то, что ты де­лаешь – дело святое». 

В этих словах содержалась известная доля правды, ибо церковь, построенная в середине XII века» наперекор всем историческим испытаниям  сохранилась  до  наших  дней,  пережив  все  бури и лихолетья.



 

10



 

Она явля­ется самым старым памятником национальной архи­тектуры на белорусской земле, в котором с наибольшей полнотой нашел выражение самобытный характер бело­русского народа  и который послужил образцом для создания подобных сооружений. Это также единствен­ный  сохранившийся  памятник, связанный  с жизнью и деятельностью  Евфросинии Полоцкой, дошедший до наших  дней. 

Именно здесь, на хорах Спасской церкви, находи­лась келья выдающейся просветительницы, где в посто­янных трудах и молитвах  прошли долгие годы ее за­мечательной жизни, главной целью которой были благо и процветание родной земли. 

На  склоне лет Евфросиния Полоцкая решила совер­шить паломничество в Константинополь и Иерусалим. Во время пребывания в Иерусалиме весной 1173 года она  занемогла и  после непродолжительной болезни скончалась. 

После ее смерти святость ее признали как русская православная, так и католическая церковь. Однако зна­чительно раньше полочане, узнав о смерти Евфросинии и не дожидаясь официальной канонизации, признали ее святой и начали праздновать день ее памяти 23 мая (в этот день умерла Евфросиния Полоцкая). 

В этом факте нашли выражение всеобщая любовь к великой просветительнице и народная оценка ее поистине подвижнического труда. Действительно, своей культур­но-просветительской деятельностью Евфросиния Полоцкая заложила фундамент  белорусской  национальной  культуры,  указала на важную роль просвещения в жизни народа и подала яркий пример подлинно бескорыстного служения  народу на этом поприще. Путем Евфросинии Полоцкой пошли выдающиеся сыновья белорусской земли – Франциск Скорина, Лев Сапега, Сымон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий...



 



 

Перенесение святых мощей преподобной Евфросинии

из Киева в Полоцк



 



 

В царствование Императора Николая I Павловича началась 77-летняя история ходатайств о перенесении святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк.



 

В марте 1833 года Преосвященный Гавриил, епископ Витебский и Могилевский впервые обратил внимание Святейшего Синода на необходимость перенесения святыни в основанный преподобной Евфросинией монастырь. В 1840 году епископ Василий (Лужинский) возобновил это ходатайство, а спустя 12 лет повторил его. В царствование Императора Александра II также было три ходатайства о перенесении мощей: в 1858 году - православных жителей Полоцка, в 1864 - графа Михаила Николаевича Муравьева от имени жителей тринадцати волостей Полоцкого уезда, в 1867 - Полоцкого Владыки Саввы, которого авторитетно поддержали великий Московский святитель митрополит Филарет и губернатор града Витебска.



 

Вследствие особого ходатайства перед Киевским митрополитом Арсением, по благословению Святейшего Синода, 13 мая 1871 года в Полоцк была перевезена часть мощей преподобной Евфросинии. Мысль же о перенесении мощей преподобной пока не встречала сочувствия.



 

В царствование Александра III дело приняло весьма неблагоприятный оборот: в 1893 году очередное ходатайство было отклонено, и последовало запрещение возбуждать этот вопрос впредь.



 

Однако в годы правления Государя Императора Николая II, а точнее - в 1908 году на Всероссийском миссионерском съезде, проходившем в Киеве с 12 по 26 июля, общим собранием была принята резолюция, последовавшая после прочтения двух докладов о необходимости перенесения святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк: «Ходатайствовать о разрешении перенести из Киево-Печерского монастыря в Полоцк мощи преподобной Евфросинии». Движимые духовной ревностью пастыри и миряне возбудили со своей стороны горячее самое ходатайство по означенному поводу.



 

Образованная при Святейшем Синоде особая комиссия, рассматривавшая этот вопрос, на своем заседании 29 мая 1909 года решила дело в положительном смысле. Директор канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, уроженец и верный сын Полоцкой епархии Виктор Иванович Яцкевич, специально изучавший жизнь и подвиги блаженной Евфросинии, всесторонне и живо интересовавшийся судьбами родного края, был докладчиком дела перед Святейшим Синодом 8 июня.



 

Давнишнее ходатайство земли Полоцкой было удовлетворено. Державная воля Николая II выразилась в его резолюции 3 июля 1909 года на определениях Святейшего Синода по этому вопросу: «Сочувствую удовлетворению ходатайства о перенесении Святых мощей преп. Евфросинии в Полоцк. Предлагаю Св. Синоду обсудить подробности перенесения в ближайшую зимнюю сессию и затем снова доложить Мне». Таким образом, заветные мечты белорусского народа стали делом решенным.



 

Свято-Евфросиниевские торжества в Киеве начались на второй день Святой Пасхи 19 апреля 1910 года. В этот день в пещерном храме Благовещения Пресвятой Богородицы было совершено пасхальное Всенощное бдение. Утром 20 апреля после Божественной литургии во время молебна Святые мощи были переложены из старого гроба в обновленную кипарисовую раку, вынесены из пещеры и установлены в храме на особом возвышении. Скопление богомольцев было столь велико, что в Лавре их насчитали более 20 тысяч.



 

День 22 апреля стал центром киевских торжеств. Святая Лавра прощалась с великой Полоцкой игуменией, почивавшей здесь более восьми веков. По словам очевидцев, склоны городских холмов, балконы и кровли домов, улицы и сады были заполнены народом.



 

В носовой части убранного зеленью и цветами, украшенного флагами парохода «Головачев» была сооружена часовня с большими зеркальными окнами, по сторонам которой располагались две золотые хоругви. Рака со святыми мощами была установлена под специальным балдахином в кормовой части ослепительно белого парохода. Под пение тропаря преподобной, пароход со святыней на борту в сопровождении судов «Александровск» и «Киев» медленно удалялся от пристани, осененный молитвами и крестными знамениями духовенства, монашествующей братии и мирян...



 

Темными украинскими ночами во время следования паломнической эскадры по Днепру от Киева до Орши пароходы мерцали огнями сотен свечей. На берегах у самой кромки воды молящиеся разжигали костры. Сливающиеся огни наполняли ночь особым неизъяснимым торжеством, а на вершине фок-мачты главного парохода сиял над часовней символом христианской любви и милосердия - Святой Крест.



 

Во всех местах остановки эскадры - в Любече, Речице, Рогачеве, Старом Быхове, Могилеве и Орше - совершались торжественные богослужения при стечении огромного числа паломников и богомольцев всех сословий и возрастов. Для всего Приднепровья, откуда началась Великая Православная Русь, для белорусского, украинского и русского народов эти дни великое шествие великой святыни по водам священного Днепра стало воистину торжеством православного славянского единства.



 

Во время празднований в Речице Минский епископ Михаил произнес речь, потрясшую всех своим вдохновением: «Почила преподобная, не без особого промышления Божия, вдали от родины и оставалась не у себя семь с лишком веков, - говорил архипастырь. - За эти долгие годы наша Белая Русь чего не пережила, чего не испытала! Осилили ее потом враги, отторгли от единства с Великой Россией. И начались со стороны врагов притеснения, издевательства над всем для нас дорогим и святым; издевательства не только над живыми, но и над умершими православными предками нашими, тела и кости коих вырывались из земли и предавались поруганию. И многие тогда малодушные из наших соотечественников, особенно бояре и дворяне, не устояли в Православной вере своих отцов. И было время, что, казалось, край этот погиб... Спасла тогда Белоруссию только вера Православная, о насаждении и укреплении коей пеклась преподобная Евфросиния.



 

Теперь помыслы врагов наших, врагов России направлены на эту силу, на Церковь Православную. Ведутся против нее подкопы тайные и явные, не щадят для того ни ума, ни средств. А сбитая с толку, оторванная от народа передовая часть общества иногда несознательно способствует разрушению этой крепости, этой несокрушимой до сих пор силе. Вот предстательница наша перед Богом преподобная Евфросиния и возвращается к нам, чтобы стать на страже Православия в своем родном крае и своими молитвами и благодатною помощью защищать и охранить веру нашу, внушать родному своему народу стоять всеми силами за святое Православие».



 

Проследовав по Днепру до Орши, святыня далее была перенесена 65 верст до Витебска на руках. Согласно Высочайше утвержденному церемониалу следования Святых мощей преподобной Евфросинии в Полоцк, святыня должна была пробыть в Витебске с 7 по 16 мая. Исторические свидетельства подчеркивают образцовый порядок, поддерживаемый в городе и у самой святыни во все дни ее пребывания в Витебске. Девять дней присутствия великой Полоцкой святой в этом древнем граде были отмечены необычайным подъемом религиозного духа, свидетельствовавшем о силе, глубине и искренности веры в белорусском народе. Не потому ли именно этот регион Белорусского края, благословленный во время Евфросиниевских торжеств на всем пути святыни, подвергся наиболее сильному испытанию и чрезвычайному разрушению во время кровавой гражданской и двух мировых войн, став жертвой эксперимента по созданию «зоны, свободной от религиозных предрассудков и заблуждений»?



 

В древнейшем каменном храме Всемилостивого Спаса, сооруженном преподобной Евфросинией в основанном ею монастыре, святые мощи были положены в изготовленной в византийском стиле XII века кипарисовой раке, облицованной серебром, украшенной золочеными чеканными барельефами, эмалированными изображениями византийских крестов и орнаментами, покрытыми разноцветной греческой эмалью.



 

Рака была сооружена на добровольные пожертвования всего белорусского края и стоила 12 000 рублей - сумма по тем временам огромная. Во время крестного хода по перенесению раки в храм в процессии следовали Ее Королевское Величество Королева эллинов Ольга Константиновна с князем Игорем Константиновичем и Великим Князем Константином Константиновичем с Великою Княгиней Елисаветой Федоровной.



 

Дивен Бог во святых Своих! Солнечное утро 23 мая 1910 года положило начало новому дню в жизни Спасо-Евфросиниевского монастыря и всей Белой Руси! Преподобная мати вернулась из своего великого паломничества!



 

Однако по прошествии немногого времени тучи скорби и невзгод вновь затянули небосвод духовной жизни многострадального Белорусского края.



 

После смуты и многолетнего кровопролития новая власть принялась за безбожное дело. Трагическое испытание переживала Полоцкая княжна-игумения, когда её святые мощи были перевезены в Витебск для демонстрирования сначала в местном историческом музее, а затем в музее атеизма, где и пребывали до начала Великой Отечественной войны.



 

Оставленная при эвакуации святыня была перенесена верующими в Витебскую Свято-Покровскую церковь в августе 1941 года. А два с небольшим года спустя, 23 октября 1943 года мощи блаженной Евфросинии благодаря огромным усилиям Полоцкой монастырской общины были перевезены по железной дороге из Витебска в Полоцк в специально сооруженном ящике, заключавшем в себе гробницу со святыней. Поезд значительно опаздывал, и лишь в одиннадцать часов вечера бесценный груз был встречен на Полоцком железнодорожном вокзале местным духовенством и монахинями Спасо-Евфросиниевского монастыря. Мощи преподобной княжны-игумении поместили в в центре Свято-Софийского собора.



 

На другой день после совершения Божественной литургии и молебна перед мощами преподобной Евфросинии, крестным ходом рака Преподобной была перенесена в Спасо-Евфросиниевский монастырь и водворена на прежнее место в храме Спасителя. 25 октября - впервые за время 25-летнего перерыва - у тела преподобной была совершена Божественная литургия.



 

С тех пор преподобная мати наша Евфросиния уже не покидала этого дома Божия, построенного по ее благословению зодчим Иоанном незадолго до паломничества Полоцкой игумении в Святую Землю.



 

Однако не всё ещё было устроено так, как завещала святая покровительница Белой Руси. В паломничество в Святую Землю Преподобная отправилась только после того, как было завершено создание шестиконечного воздвизального креста, который с 1161 года и доныне был и остается духовным символом Белоруссии.



 

Настоящий материал (полная версия) предоставлен журналу «Православный паломник» пресс-службой Белорусской Православной Церкви.  Описание исторических и современных событий сделано по материалам нескольких томов альманаха «Вестник Белорусского Экзархата». Авторы текстов — доктор исторических наук Л.В.Алексеев, пресс-секретарь Патриаршего Экзарха всея Беларуси А.А.Петрашкевич

© «Вестник Белорусского Экзархата», 2006



 

Прилог к преподобной матери Евфросинии

Ты паки мати, о Ефросиние,

Жителей града всих удобрение,

Яже потщался икону святую

Внести из далны в страну Полотскую.

Из Царяграда, камо из Ефесе

Царь благоверный всечестно принесе.

Твоего ради много прошения,

Российских деля стран украшения.

Припади к стопам небесного царя,

Да не лишай нас толико дара.

Умоли паки возврващенной быти,

Иконе святей Полотск украсити.

Отчинный град твой, в нем же ты трудися.

Христу жениху ты уневестися.

Ибо толико град наш украшает

Девы образ и везде вславляет,

Елико небо солнцем украшено,

Светлыми звезды дивно упещренно.

Полотску граду бе утверждение,

Столп, стена, помощ и ограждение.

Ныне без него како нам прибыти,

Аки без солнца не удобно жити.

Убо, о мати, припади за нами

К господу Богу твоими рабами,

Да возвратит нам икону святую,

Просвети землю белороссийскую.

Моли прилежно и деву Марию,

Да проявит нам милость свою сию,

Да не небрежет отчинна ти града

И не оставит правоверна стада.

Удобно тебе мощно умолити,

Изволи токмо ходатайца быти.

Моли за нами, о святая мати,

Храни ны в твоей  выну благодати,

Ея же аще ты не лишиши,

Вся на похвалу твою обратиши.

По вся дни тебе будем величати,

Венец похвалы песней соплетати.



 

Симеон Полоцкий, 1663 г.





 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.