Памятка педагогу, посещающему семью несовершеннолетнего по месту жительства
- Никогда не приходите без предупреждения. Это проявление неуважения.
- Планируйте визит на время, удобное для родителей.
- Старайтесь не переносить день или время визита, приходить без опоздания, но и не раньше намеченного времени.
- Убедитесь, что родители позитивно настроены на Ваш визит. Некоторые родители могут быть против этого, воспринимая Ваш приход как вторжение в их личную жизнь. Вы должны уважать их мнение, вместе с тем необходимо найти убедительный аргумент, чтобы доказать необходимость Вашего визита.
- Поблагодарите родителей за предоставленную возможность прийти к ним домой.
- Если это не семья с признаками антисоциального поведения, в которую одному приходить небезопасно или если это заранее не оговорено, никогда не приводите с собой кого-либо еще.
- У Вашего визита должна быть конкретная цель, суть которой следует объяснить родителям.
- Помните о необходимости соблюдения конфиденциальности.
- В общении будьте честными и искренними.
- Дайте возможность родителям почувствовать себя партнерами, а не выслушивать упреки.
- Постарайтесь найти слова и подчеркнуть что-то положительное в отношении родителей к детям.
- Если в процессе контактирования с семьей Вы что-то пообещали – обязательно исполните обещание.
- Не настраивайтесь на то, что в ответ на Ваше хорошее отношение и желание помочь ребенку и семье поступит адекватная реакция родителей.
Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации
Выявление несовершеннолетних оказавшихся в неблагополучной ситуации – комплекс действий государственных органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость осуществления субъектами профилактики семейного неблагополучия мероприятий, направленных на оказание помощи несовершеннолетним и их законным представителям с целью нормализации в семье.
Субъекты профилактики семейного неблагополучия - государственные органы, учреждения и иные организации, осуществляющие выявление и защиту прав детей, законные представители которых ненадлежащим образом исполняют обязанности по их воспитанию и содержанию.
Выявление детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, осуществляется в пределах компетенции работниками субъектов профилактики семейного неблагополучия на основании критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего, утвержденных приложением 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. №47:
Педагогическими работниками – в ходе образовательного процесса; в ходе изучения особенностей семейного воспитания обучающихся; при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями; при получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц.
Ключевая роль в системе раннего выявления семейного неблагополучия принадлежит классному руководителю. Изучение особенностей семейного воспитания обучающихся классным руководителем осуществляется регулярно, рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому – 1 раз в год; чаще – при возникновении такой необходимости. Например, у ребенка резко снизилась успеваемость, изменилось поведение, приходит на уроки не выспавшимся, неопрятно одетым и т.д.
Обращаем ваше внимание, что посещение семей не должно носить формальный и «массированный» характер. Семьи воспитанников ясельных групп, учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, семьи вновь прибывших в класс обучающихся рекомендуется посетить до 1 ноября; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее, - до 1 января.
Осуществляя визит в семью, необходимо помнить о соблюдении соотношения между правом ребенка на государственную заботу и защиту, а также правом законных представителей на попечение и ответственность за ребенка. Чтобы не создавать напряжения во взаимоотношениях с законными представителями обучающихся, предупредить возникновение конфликтов, классному руководителю рекомендуется согласовать с ним дату и время посещения.
При посещении семей с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних составление классным руководителем актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних нецелесообразно.
Результаты посещения обучающихся на дому отражаются педагогическими работниками:
Классным руководителем в классном журнале.
При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего классному руководителю необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха; особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи. Недопустимо при посещении семей несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходах, наличии денежных вкладов и т.п.
Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с участием классных руководителей.
Раннее выявление неблагополучия в семье – первый этап профилактической деятельности педагога
В соответствии с требованиями Декрета № 18 и с целью ранней профилактики семейного неблагополучия необходимо проводить системную работу по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении т.е. детей, условия жизни которых, создают угрозу для их жизни и здоровья.
В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанных с ней разнообразных личностных расстройств: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении.
Наиболее действенный метод профилактики семейного неблагополучия – это его раннее выявление, включение семьи в профилактическую работу, пока она способна изменить ситуацию.
Проблема раннего выявления семейного неблагополучия остаётся наиболее актуальной. Информация о неблагополучии в семьях поступает в ГУО «Бешенковичская гимназия-интернат» из отдела образования, социально-педагогического центра, сектора охраны детства, КДН, ИДН, из различных источников. Для того что бы выявить семейное неблагополучие на ранних этапах необходимо вести активную работу в самой гимназии по выявлению и предупреждению семейного неблагополучия, а не ждать пока придут сигналы из других структур.
Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:
-информации медицинских работников учреждений здравоохранения по результатам осмотра детей;
-изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
- информации от уч. инспектора ,ИДН
- информации полученной от ГУО г.п.Бешенковичи при обследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетних;
-анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;
-анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
- учета посещения несовершеннолетними учреждений образования;
-учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;
-информации отдела образования о несовершеннолетних проживающих в семьях, где родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка.
-проводят воспитательно-профилактическую
работу с несовершеннолетними, их родителями
Вся поступившая информация в обязательном порядке проверяется, проводится социальное расследование: изучаются условия жизни и воспитания несовершеннолетних в семье, составляются акты обследования, проводятся профилактические беседы с родителями несовершеннолетних детей, родители приглашаются на консультации.
В случае выявления критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетние и их семьи признаются находящимися в СОП.
- ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию ребенка ;
- злоупотребление родительскими правами;
- несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер);
- жестокое обращение с несовершеннолетним в семье;
- несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия ;
- нахождение несовершеннолетнего в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации.
Основными причинами признания несовершеннолетних находящимися в СОП являются:
- Родители, злоупотребляющие алкоголем и ведущие аморальный образ жизни Конфликтные семьи
- Нарушение детско-родительских отношений
- Хронически болеющие родители
- Малообеспеченная семья
- Неполная семья
- Воспитание детей ближайшими родственниками
При посещении можно выявить неблагополучие на раннем этапе, можно установить следующие факты:
- факт нарушения родителями прав детей;
- факт проживания детей в помещениях с антисанитарными условиями, с отключенными электричеством, отоплением, водоснабжением;
- факт злоупотребления родителями спиртными напитками, наркотическими и психотропными средствами;
- факт насилия и жесткого обращения с детьми;
- факт вовлечения детей в деструктивные секты;
- факт применения к ребенку антипедагогических мер воздействия;
- факт изгнания ребенка из дома и др.
Механизм выявления неблагополучных семей.
Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования. Во взаимодействии коллектива учреждение образования. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает классный руководитель, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка ,и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническую запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом;
- чрезмерная потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении.
Признаки физического насилия в семье проявляются:
- в боязливости ребенка;
- в выраженном страхе взрослых, в проявлении тревоги в форме тиков, сосании пальца, раскачивания;
- в боязни идти домой;
- в жестоком обращении с животными;
- в стремлении скрыть причину травм.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, классными руководителями, педагогом социальным, педагогом-психологом проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность учреждения образования. Привлечение родителей к участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Раннее выявление неблагополучия
в семьях учащихся.
Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
- Социально-экономические ( низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
- Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
- Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
- Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
- Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
- Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
- Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).
Документы и методические материалы в области охраны прав детства:
-Декрет Президента Республики Беларусь № 18от 24 ноября 2006 года
-Перечень нормативно — правовых документов по защите прав детства
-Инструкция о порядке выявления и учёта несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (№47 от 28.07.2004 г.)
-Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (№ 336 от 24.05.2011 г.)
Памятка педагогу, посещающему семью несовершеннолетнего по месту жительства
1. Никогда не приходите без предупреждения.
2. Это проявление неуважения. Планируйте визит на время, удобное для родителей.
3. Старайтесь не переносить день или время визита, приходить без опоздания, но и не раньше намеченного времени.
4. Убедитесь, что родители позитивно настроены на Ваш визит. Некоторые родители могут быть против этого, воспринимая Ваш приход как вторжение в их личную жизнь. Вы должны уважать их мнение, вместе с тем необходимо найти убедительный аргумент, чтобы доказать необходимость Вашего визита.
5. Поблагодарите родителей за предоставленную возможность прийти к ним домой.
6. Если это не семья с признаками антисоциального поведения, в которую одному приходить небезопасно или если это заранее не оговорено, никогда не приводите с собой кого-либо еще.
7. У Вашего визита должна быть конкретная цель, суть которой следует объяснить родителям.
8. Помните о необходимости соблюдения конфиденциальности.
9. В общении будьте честными и искренними.
10. Дайте возможность родителям почувствовать себя партнерами, а не выслушивать упреки.
11. Постарайтесь найти слова и подчеркнуть что-то положительное в отношении родителей к детям.
12. Если в процессе контактирования с семьей Вы что-то пообещали – обязательно исполните обещание.
13. Не настраивайтесь на то, что в ответ на Ваше хорошее отношение и желание помочь ребенку и семье поступит адекватная реакция родителей.
14. Если в семье имеют место случаи антисоциальных проявлений, посещать ее следует с представителями местной власти и органов правопорядка.
15. Если возникла необходимость временного изъятия детей из семьи (угрожающие их безопасности условия), осуществлять это следует только с санкции соответствующих органов.
Как распознать насилие в семье
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ; СТАТЬИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Признаки сексуального насилия у детей и подростков